Команда мечты: как развить в сотрудниках лучшие качества

Когда руководитель нанимает сотрудника, он руководствуется не только впечатлением от его профессиональных навыков и знаний — не менее важны и общечеловеческие качества кандидата. Конечно, за время собеседования невозможно наверняка узнать о характере человека — окончательные выводы можно сделать, лишь поработав с ним. Но прощупать, какие черты ему свойственны, а каких нет и в помине, возможно.
Владимир Кормушкин
Владимир Кормушкин
руководитель нижегородского представительства компании «ЦКТ»

⏱ Время прочтения — 8 минут

Итак, выделим основные положительные качества, наличие которых делает из рядового сотрудника эффективного, а также разберем, как можно помочь человеку их развить.

Коммуникабельность

Коммуникабельность — это легкость в общении, умение найти общий язык с любым человеком, отсутствие внутренних страхов и комплексов, касающихся общения с новыми людьми.

Возможно, это качество необходимо не для всех должностей. Действительно, для программиста или кладовщика умение общаться с окружающими может быть не таким критичным, как, например, для менеджера по продажам. Однако тот же программист работает в коллективе — и коммуникабельность может влиять на его способность найти общий язык с коллегами и руководством. Это качество важно для понимания рабочих задач и согласования хода их выполнения.

Если вы хотите понять степень коммуникабельности человека на собеседовании, можно попробовать задать вопросы, которых кандидат вряд ли ожидает. К примеру: «Расскажите, как у вас выстраивались отношения с коллективом на прошлой работе?» или «Какие цели вы ставили перед собой на прошлый год и получилось ли их добиться?» Коммуникабельного человека не должны смутить подобные вопросы, и на них найдутся ответы.

Если необходимость развить навыки общения у сотрудника возникла уже во время его работы у вас, попробуйте ему помочь: начните с того, что сами больше с ним разговаривайте, контактируйте, формируйте бизнес-процессы таким образом, чтобы у него было больше необходимости в общении и с вами, и с коллегами.

Прокачивать скил коммуникабельности в коллективе в целом можно с помощью различных корпоративных мероприятий, направленных на неформальное общение: совместные обеды, игровые сессии, спортивные и культурные эвенты.

Ответственность

Ответственные сотрудники — оплот стабильной работы компании. На собеседовании фактически невозможно наверняка определить, насколько ответственный перед нами кандидат, однако есть ряд косвенных признаков, которые могут указывать на это:

• полное среднее специальное и/или высшее образование;
• семья и дети;
• небольшое количество записей в трудовой книжке и длительный стаж на каждом из рабочих мест;
• автомобиль, своя квартира, дом.

Что же делать, если нанятый сотрудник всё же оказался безответственным? Если это наносит критический вред бизнесу — расставаться. Если же безответственность сотрудника не влечет серьезных проблем, но осложняет рабочие процессы, а сам сотрудник талантлив и нужен компании, можно побороться!

Маловероятно, что в данном случае сможет помочь материальная мотивация. Дело в том, что, создавая материальный стимул, мы, возможно, повлияем на то, что сотрудник ради вознаграждения будет какое-то время прилагать усилия. Однако, как показывает практика, через какое-то время этот запал угаснет.

По-настоящему помочь таким людям могут строгость требований и четкий регламент, ведь безответственность, как правило, выходит из инфантильности. Чтобы собраться, такому сотруднику требуется подобие родительского контроля с жесткими правилами и нормативами.

Надежность

Надежность в широком понимании, конечно, включает в себя и ответственность, однако мы выделим ее как отдельный пункт и охарактеризуем как высокую степень лояльности человека, преданность его делу и месту, где он трудится. Действительно надежные рядовые сотрудники — это хорошие руководители в перспективе, и современные компании, как правило, имеют механизмы для их карьерного роста.

Однако бывает, что степень надежности работника оставляет желать лучшего. Часто причиной того, что сотрудника сложно назвать надежным, может быть его недоверие по отношению к компании. Нередко у людей формируется позиция, что они ходят на работу, где их используют, чтобы получить выгоду, и между ними и руководством должны существовать лишь четкие инструкции и трудовые нормативы. Таких людей очень сложно убедить в обратном, ведь картина мира человека не меняется быстро.

Однако если вы сами, будучи руководителем, видите ситуацию иначе, то стоит регулярно делиться своим видением. Тут важна честность и искренность отношения к сотрудникам и вашему делу в целом, ведь как ни крути, а люди всегда ориентируется на позицию лидера и его мировоззрение.

Инициативность

Инициативный сотрудник не только стремится к результату, к тому, чтобы его работа была сделана в лучшем виде. Такие люди чаще всего выходят за пределы своих обязанностей и готовы взяться за работу, которая не относится напрямую к ним, а также могут принести хорошие идеи по усовершенствованию бизнес-процессов. Им интересно развитие того, что их окружает.

Если придумать систему поощрения таких сотрудников, это поможет мотивировать других членов команды. К примеру, для организации средних размеров можно учредить премию «Сотрудник месяца» и поощрять самых активных работников, независимо от занимаемой должности, за их вовлеченность в жизнь компании.

Однако случается, что в прошлом инициативный сотрудник перестает быть таковым — он просто-напросто выгорает. Причиной этого может быть наличие негативных факторов в работе. Их можно выявить, пообщавшись с сотрудником, и по возможности исправить — это может оказаться самым простым и эффективным решением. Зачастую подобные изменения могут привести к улучшению компании в целом, ведь именно положительное внутреннее состояние участников коллектива — основной показатель здорового бизнеса.

Что касается изначально неинициативных сотрудников — помочь может продуманная система мотивации. Она должна объяснять, зачем человеку прилагать усилия, в чем смысл его работы, какую пользу принесет лично сотруднику достигнутый результат? Мотивацией к активности может выступать в том числе идея компании, очевидная польза, которую приносит труд человека, а также благодарность руководства, коллектива и клиентов.

Стрессоустойчивость

Проверить кандидата на стрессоустойчивость во время приема на работу вам вряд ли удастся (да и, пожалуй, не стоит начинать знакомство с этого). Так что тут придется довериться его собственным словам в резюме и интервью.

Если же вы уже в процессе сотрудничества заметили, что некоторые ситуации выбивают из колеи вашего работника, то можно попробовать ему помочь, рассказав о схожих кейсах из собственной практики и о том, как в с ними справлялись.

Также стоит рекомендовать сотрудникам занятия спортом как эффективный способ борьбы со стрессом, и по возможности привнести спорт в корпоративную культуру: можно разместить спортивные снаряды в служебных помещениях, к примеру, турник, боксерскую грушу, гантели, гири, либо устраивать совместные спортивные мероприятия: проводить игры и первенства по футболу, волейболу, настольному теннису.

Помимо этого, важным фактором стрессоустойчивости сотрудников является благоприятная, дружественная атмосфера в коллективе, в которой можно проговорить о рабочих проблемах, страхах и недовольствах, не боясь быть непонятым. Можно ввести в практику еженедельные часовые встречи, где сотрудники смогут поделиться проблемами и обсудить сложные вопросы, касающиеся работы и внутренних взаимоотношений.

Честность

На собеседовании довольно сложно определить, насколько честный перед вами человек, однако можно попробовать задавать побольше вопросов, касающихся его прошлой работы. И если вы увидите, что своими ответами кандидат не старается показать себя с лучшей стороны, и внутренние ощущения подскажут вам, что вы слышите правду, то, вероятнее всего, перед вами честный человек.

Однако если уже в процессе работы вы обнаружите, что сотрудник часто говорит вам неправду по мелочам, то это серьезный повод насторожиться. Ведь человек, нечестный в малом, может слукавить и в более существенных вопросах, связанных с работой. В данной ситуации важна прямота с вашей стороны. Необходимо проговорить с человеком те моменты, в которых он обманул, выяснить причины и цели такого поведения. Если в процессе беседы сотрудник выразит готовность более не повторять подобного, а в вас будет сильна уверенность, что он всё же вам важен и нужен, дайте работнику шанс. При повторном же инциденте, скорее всего, стоит задуматься о расставании.

Дружелюбие

Конечно, руководителям зачастую приходится проявлять строгость, и порой они вынуждены идти на конфликт, если их вынуждает рабочий момент. Однако для рядового сотрудника дружелюбие и неконфликтность будут действительно хорошими качествами. Особенно они важны для сотрудников, которые общаются непосредственно с клиентами. Дружелюбного человека видно еще на собеседовании: с его лица практически не сходит улыбка, а общение с ним проходит легко и непринужденно.

Дружелюбие связано с воспитанием, средой, в которой человек формировался, особенностями характера, а потому на это качество довольно сложно повлиять. Однако всем нам свойственно подстраиваться под окружающее пространство, и, попав в дружелюбный сплоченный коллектив, сотрудник сам может стать более пластичным и терпимым.

В таком коллективе сотрудникам будет проще без агрессии воспринимать критику в свою сторону. И даже если изначально человеку это дается непросто, коллективные собрания, на которых объективно, без токсичности и перехода на личности, обсуждаются проблемные моменты во благо общего дела, помогут ему прокачать этот навык.

Но проводить эти встречи надо по определенным правилам:

  1. Каждый должен высказываться прямо и честно, не боясь каких-то последствий за свои слова или неприязни со стороны коллег.
  2. Человек, услышавший критику в свой адрес, не должен обижаться, агрессивно реагировать и пытаться оправдаться.
  3. Каждый должен постараться услышать человека, который говорит, понять и принять информацию от него.
  4. Критика должна быть конструктивной и вести к тому, чтобы помочь человеку, компании стать лучше.
  5. Собрание должно проходить в созидательном ключе, никто не должен стремиться к конфликту.

Подобные собрания хороши еще и тем, что мнение коллег человек воспринимает легче, чем слова руководителя. И если многие из коллег говорят об одном и том же, то более вероятно, что человек действительно задумается и постарается измениться к лучшему. Как показывает опыт, человек принявший критику единожды, в будущем воспринимает ее легче.

В завершение замечу, что не бывает идеальных сотрудников. И это нормально. Жизнь любой компании — процесс динамический, и работник, который вчера был лучшим, завтра может оказаться проблемным. Для руководителя важно больше проводить времени внутри коллектива, стремиться слышать и понимать своих сотрудников, видеть их слабые и сильные стороны и по возможности помогать им становиться лучше.

○ Рекомендуем также статью о том, как не бояться самозанятых

Назад к статьям про управление персоналом